ALF — альфа (лямбда в иностранной литературе) — коэффициент избытка воздуха или соотношение воздух / топливо
CE — лампа диагностики (Check Engine)
ECU — блок управления впрыском
EEPROM — электрически перепрограммируемая энергонезависимая память (микросхема)
EPROM — электрически программируемое постоянное запоминающее устройство (микросхема ПЗУ)
FLASH — ФЛЭШ-память, разновидность ПЗУ
GBC — цикловый расход воздуха (цикловое наполнение)
GTC — цикловая подача топлива
MAF — датчик массового расхода воздуха
MAP — датчик абсолютного давления
RAM — оперативное запоминающее устройство (микросхема)
RCO — потенциометр регулировки CO
ROM — постоянное запоминающее устройство (микросхема)
A/F (air fuel ratio) — состав топливно-воздушной смеси
air flow meter — датчик расхода воздуха
air filter (air cleaner)- воздушный фильтр
ATDC — после верхней мертвой точки. Верхняя мертвая точка — крайнее верхнее положение, достигаемое поршнем в цилиндре ДВС.
automatic choke — автомат холодного пуска
belt- ремень привода
boost — величина вакуума во впускном коллекторе
bore- диаметр цилиндра
BTDS — до верхней мертвой точки
cam- кулачок
choke — воздушная заслонка («подсос»)
CAM camshaft- распределительный вал
compression- компрессия
Common-Rail — система впрыска дизельного топлива с единой магистралью высокого давления. Схема, при которой постоянное давление впрыска создается насосом в общей магистрали, обслуживающей все форсунки. Момент впрыска определяется электронным блоком, управляющим клапанами форсунок.
FC (FCUT) — FUEL CUT — отсечка топлива
FP fuel pamp — топливный насос
fuel — топливо
fan — вентилятор
fan motor — мотор вентилятора
fan belt — ремень привода вентилятора
fan clutch — термомуфта вентилятора
fan cover — кожух вентилятора
fast idle — повышенные (прогревочные) обороты ХХ
fuel level- уровень топлива
grease — консистентная смазка
grease gun — смазочный шприц
гибридный привод — автомобиль имеет два разных источника энергии, например, двигатель внутреннего сгорания и электромотор с аккумуляторной батареей.
fly wheel- маховик
fuel filter- топливный фильтр
gasket- прокладка
idle jet — жиклер ХХ
idle speed — обороты ХХ
idler — вал, который ничего не приводит, «ленивец»
jet — жиклер
IAC (idle air control) — управление воздухом в режиме холостого хода
давление наддува — давление, под которым нагнетатель подает воздух в цилиндры. Чем выше давление наддува, тем больше кислорода попадает в цилиндр, тем большее количество топлива может быть впрыснуто, тем выше отдача двигателя. Растет риск возникновения детонации
IDL (idle) — холостой ход
injection- впрыск
intake- впуск
inlet manifold — впускной коллектор
intercooler — промежуточный охладитель (воздуха в системах с турбонаддувом)
иммобилайзер — блокирует системы управления двигателем, питания и зажигания при несанкционированном запуске двигателя.
I/UP — idle up — увеличение оборотов холостого хода
ingector — инжектор
каталитический нейтрализатор отработавших газов — часть выпускной системы. Снижает токсичность отработавших газов. Внутри корпуса нейтрализатора — монолитный керамический элемент из большого количества узких длинных трубочек-сот, покрытых внутри специальным платиновым сплавом. Вместо керамического элемента может применяться также тонкая металлическая фольга, намотанная с малыми промежутками между витками.
LPT — Light Pressure Turbo — турбонаддув низкого давления
LPG (Liquid Petroleum Gas) — смесь пропана (С3Н и бутана (С4Н10), образующаяся как побочный продукт на нефтеперегонных заводах. Имеет высокое октановое число (св.100), используется как топливо для ДВС.
лямбда-зонд — датчик наличия кислорода в отработавшем газе. Связан с системой управления впрыском. Позволяет обеспечить состав топливной смеси, оптимальный для работы каталитического нейтрализатора
lifter- толкатель
MAF (mass air flow) — измеритель объема воздуха
МС (mixture control) — управление составом смеси
manifold- коллектор
MPI — многоточечный впрыск, когда для каждого из цилиндров используется отдельная форсунка. В отличие от центрального впрыска, когда используется одна форсунка, «обслуживающая» все цилиндры двигателя.
MON — Motor Octane Number (?) — октановое число по моторному методу
Октановое число выражает детонационную стойкость бензина.
нормы токсичности отработавшего газа — с 1 января 2000 г. в Европе нормам Euro З должны соответствовать все автомобили новых моделей, а с 1 января 2001 г. — все новые автомобили, сходящие с конвейера, соответствующие даты для норм Euro 4-1 января 2005г.
oil — масло
oil filler- маслозаливная горловина
oil filter- масляный фильтр
oil pan — поддон картера двигателя
OHC (SOHC) — single overhead camshaft — конструкция двигателя с верхним расположением распределительного вала и верхними клапанами
overlap — перекрытие (клапанов)
OX SENSOR oxygen sensor — датчик количества кислорода в выпускных газах
октановое число — условный показатель антидетонационных свойств моторных топлив. Моторное топливо сравнивается со смесью изооктана (принято за 100) и Н-геп-тана (принято за 0). Процент изооктана в смеси, эквивалентной по детонационной стойкости испытываемому топливу, называется октановым числом топлива. Существует 2 метода определения 04 — моторный и исследовательский.
piston — поршень
piston ring — поршневое кольцо
PCV (positive crancase ventilation) — система вентиляции картера
pipe- трубка
piston- поршень
pulley- шкив
pump- насос
radiator — радиатор
RON — Research Octane Number (?) — октановое число по исследовательскому методу
RDI FAN (radiator fan motor) — мотор вентилятора радиатора охлаждения двигателя
rish — богатая (смесь)
seal — сальник
spark [plug] — свеча зажигания
SOHC (singl overhead camshaft) — один распредвал в головке блока
shaft — вал
stroke- ход поршня
ТВ (throttle body) — блок дроссельной заслонки
thermostat — термостат
TWIN CAM — двойной распредвал
TGH — температура выхлопных газов
THW — temperature heat water — температура воды («Тосола»)
TURBO — турбонаддув. Увеличивает количество свежего заряда в цилиндре двигателя за счет повышения давления при впуске. Как правило, наддув осуществляется при помощи турбонагнетателя, использующего энергию отработавших газов.
throttle- дроссель Дроссельная заслонка в впускном тракте регулирует в карбюраторных двигателях количество топливной смеси, поступающей в цилиндры, а в двигателях с впрыском топлива — количество воздуха
timing belt — ремень привода газораспределительного механизма
timing chain — цепь привода газораспределительного механизма
цетановое число — показатель воспламеняемости дизельного топлива. Для обеспечения надежного пуска и нормальной работы современные дизели нуждаются в топливе с цетановым числом около 50
UIS (Unit Injector System) —
насос-форсунка, впрыскивает топливо в камеру сгорания дизеля, объединяет форсунку и одноплунжерный топливный насос. Позволяет достичь высоких значений давления впрыска.
valve- клапан
valve timing- фазы газораспрделения
valve stem seal, valve seal — сальник клапана, маслосъемный колпачек
VSV (vacum solenoid valve) — электромагнитный клапан на вакуумной магистрали
V-belt — клиновидный ремень
VTEC (Variable Valve Timing and Lift Electronic Control) — электронное управление изменяемыми фазой и подъемом клапанов. В зависимости от режима работы двигателя система обеспечивает привод одноименных (например, впускных) клапанов каждого цилиндра от одного общего или двух разных кулачков распределительного вала.
wrist pin — поршневой палец
АД — абсолютное давление (во впускной трубе)
ВМТ — верхняя мертвая точка
ГБО — газобаллонное оборудование
ГБЦ — головка блока цилиндров
ГРМ — механизм газораспределения
ДАД — датчик абсолютного давления
ДД — датчик детонации
ДФ — датчик фаз
ДК — датчик концентрации кислорода
ДМРВ — датчик массового расхода воздуха
ДПДЗ — датчик положения дроссельной заслонки
ДПКВ — датчик положения коленчатого вала
ДС — датчик скорости автомобиля
ДТВ — датчик температуры воздуха
ДТОЖ — датчик температуры охлаждающей жидкости
ИМ — исполнительный механизм
КВ — коленчатый вал
КПП — коробка переключения передач
МЗ — модуль зажигания
НМТ — нижняя мертвая точка
ОГ — отработавшие газы
ОЗУ — оперативное запоминающее устройство (микросхема)
ПЗУ — постоянное запоминающее устройство (микросхема)
ПО — программное обеспечение
РВ — распредвал
РДВ — регулятор добавочного воздуха
РХХ — регулятор холостого хода
СУПБ — система улавливания паров бензина
УОЗ — угол опережения зажигания
ЦН — цикловое наполнение
ШД — шаговый двигатель
ЭБУ — электронный блок управления впрыском топлива
ЭСУД — электронная система управления двигателем